Рынок подержанных авто в графиках и цифрах: мощь открытых данных

В нашей компании мы уделяем большое значение изучению новых технологий и расширению своей базы знаний в сфере дата-аналитики. Работая над различными сложными проектами, мы сами получаем множество интересных инсайтов, и в этой статье мы хотим поделиться абстрактными примерами того, как это могут делать данные. В частности, сегодня поговорим о том, какие дополнительные знания о рынке подержанных автомобилей в Беларуси и ЕС может извлечь бизнес (и не только), используя данные из открытых источников.

Что под капотом?

Облачная платформа AWS. Для первичного сбора данных используются сервисы без серверных вычислений Lambda. Данные по площадкам собираются раз в день и хранятся в облачном объектном хранилище S3. Формат файлов – parquet c задействованным методом сжатия ZSTD. Всего собрано сырых данных не в сжатом виде ~ 40Gb, в сжатом ~ 12Gb. Обработка и очистка производится с помощью DuckDB. Из каждодневных повторяющихся срезов формируется история изменений и общий набор объявлений за всю известную нам историю. Данные в таком виде упаковываются в те же parquet файлы с сжатием ZSTD. Задействует такая структура данных на текущий момент всего 1,3Gb.

Построенная система ежедневно собирает и агрегирует данные из открытых площадок объявлений о продаже подержанных автомобилей. На роль инструмента визуализации мы выбрали Tableau Public. Для подключения данных используются выгрузки данных в файлы, ограничения Public Tableau. Кстати, все дэшборды в статье – интерактивные, вы можете изучать их подробнее сами.

Источники данных

В качестве источников данных использовались популярные в Беларуси маркетплейсы подержанных авто (назовем их Площадка А и Площадка Б), а также один из самых известных подобных сервисов в ЕС.

Площадка А. Очень малое количество привилегированных аккаунтов. Медианный (то есть серединный) показатель количества активных объявлений ~9,2 тысяч. Не основной вид деятельности для площадки. Активно росло количество актуальных объявлений до середины мая.

 

 
 

Площадка Б. Имеет достаточно большое количество привилегированных аккаунтов (~3%). Медианный (то есть серединный) показатель количества активных объявлений ~57 тысяч. Их число продолжает расти и вплотную приблизилось к вершине в 60 тысяч объявлений. * На графике хорошо виден период в конце мая, где по нашей технической неполадке мы пропустили сбор части данных, поэтому эти дни исключены.

 

 
 

Площадка EC. Медианный (то есть серединный) показатель количества активных объявлений ~1,8 миллиона. Представлены следующие страны (по убыванию): Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Франция, Люксембург. За время осуществления наблюдения общее количество объявлений немного снизилось. С июня снижение прекратилось.

 

 
 

Целых 3 четверга подряд площадка теряла довольно большой объем объявлений. 18 мая на 10 000 (в основном за счет Германии и немного Испании), в следующий четверг объем Итальянских объявлений полегчал на 24000 (~7%), и в конце, 1го июля, закрылось еще порядка 24 000 объявлений (по всем странам). Суммарно за эти 3 не простых для площадки четверга общая численность объявлений уменьшилась на 3%. Ситуация очень похожа на внутренние процедуры зачистки.

Вот так выглядит распределение объема предложений по странам.

 

 
 

Разумеется, при подключении дополнительных источников к системе можно увидеть более обширную картину и получить еще большее разнообразие предположений. Сейчас же мы рассмотрим текущее состояние рынка, используя информацию из объявлений по состоянию на конец мая 2023 года.

Немецкое качество

Активнее всего белорусы продают автомобили немецких брендов BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, Audi и Opel. Французские, японские, американские и корейские марки, очевидно, следуют за ними с ощутимым отрывом. Интересен факт, что распределение объявлений по брендам в ЕС, если и отличаются, то незначительно.

Это прямое следствие того, что немецкие марки уже долгое время занимают более значительную долю европейского рынка, который в случае Беларуси является одним из ключевых ближайших поставщиков подержанных автомобилей.

Однако, основываясь на этих данных, сложно говорить о предпочтениях белорусов среди конкретных марок на сегодняшний день. На площадках, как правило, не выставляются объявления о продаже новых автомобилей, среди которых сейчас растет число китайских и российских марок. Именно эти новые автомобили могут стать выгодной заменой подержанному европейскому авто, и, в свою очередь, через несколько лет этот тренд может найти отражение и на рынке подержанных авто.

Не Минском единым
Рассматривая адреса продавцов, приходим к выводу, что жителю областного или районного центра Беларуси будет проще выбрать и приобрести автомобиль на Площадке Б. На Площадке А примерно 70% объявлений приходится на Минск, тогда как на Площадке Б более четверти объявлений приходится на областные центры и около трети – на районные, Минск занимает порядка 45%.
Несмотря на статус второго по величине города страны, Гомель уступает Бресту и Гродно по количеству объявлений, а вот распределение объявлений по районным центрам практически полностью соответствует численности их населения. Если же вы задумались о покупке автомобиля в ЕС, то легче всего это будет сделать в Берлине. При этом, если более детально рассмотреть (при помощи Tableau), то в Берлине вы с большей вероятностью найдете подходящий вариант Volkswagen, а во французском Метце – Peugeot.
Что управляет предложением на белорусском рынке?
Подозреваем, что и «растаможка». Действующее в Беларуси и ЕАЭС регулирование ввоза подержанных автомобилей делает наиболее “выгодным” ввоз автомобилей возрастом от 3 до 5 лет, что подтверждают данные с обеих белорусских площадок. Мы отчетливо видим непропорциональный всплеск предложений автомобилей 2018-2019 годов выпуска.
Platform B
На ситуацию также могли повлиять новые льготные правила ввоза автомобилей в Беларусь, принятые в 2019 г., что создало возможность для ввоза большего количества европейских авто в Беларусь. Если на белорусском рынке доля старых автомобилей стабильно выше, чем новых, то в Европе ситуация кардинально отличается: доля объявлений о продаже относительно новых автомобилей выше, чем в Беларуси, что связано с распространенностью лизинговых схем и привычкой “доезжать” автомобиль до истечения срока гарантии.
Также в ЕС мы видим значительное снижение предложений автомобилей 2020-2021 года, что возможно связано с пандемией COVID-19. Не исключено, что эта ситуация вызовет рост цен на подержанные автомобили в Беларуси в 2024-2025 гг., т.к. предложение европейских машин с возрастом 3-5 лет может быть ниже.
«Коробочная» аналитика
Никого не удивит, что доля автомобилей с автоматической коробкой передач растет с приближением к современности, в том числе и на белорусском рынке подержанных автомобилей. Интересно, что на Площадке Б доля объявлений о продаже автомобилей с неавтоматической коробкой передач заметно больше, чем на Площадке А. Возможно, это следствие того, что спрос на более дорогие “автоматы” выше именно в Минске, на который, как мы уже выяснили, ориентируется Площадка А.
В ЕС распределение по коробкам передач схожее: в общей массе механическая и автоматическая коробки передач делят рынок пополам, однако на рынке наших соседей продается гораздо больше автомобилей постарше с автоматической коробкой передач.Продавцы, по всей видимости, тоже не сильно понимают, как выделять предложенную площадкой категорию полу-автоматических коробок передач.
«Топливо» для размышлений
Интересен факт, что на обеих белорусских площадках среди автомобилей 2020-2023 годов выпуска доля дизельных двигателей значительно меньше, чем для автомобилей, произведенных ранее.
Видится несколько возможных объяснений этой ситуации:
  • В Беларуси слабо распространена программа обмена «свежих» автомобилей на новые, а практически новые автомобили продавать со значительной потерей стоимости кажется невыгодны. В этой связи возможно, что в основном продажи на «свежие» годы выпуска приходятся на привезенные автомобили. Цены на «растаможку» высокие, и для формирования конкуренткой цены приходится везти «битый» американский автомобиль, купленный по значительно меньшей цене, чем в среднем на белорусском рынке. Доля дизельных авто там все еще существенно ниже, чем в Европе.
  • Потребители выбирали дизельные двигатели в целях экономии на топливе, когда дизель был дешевле бензина. Сейчас же его цена в Беларуси сравнялась с ценой бензина АИ-95, и спрос на дизельные авто снизился.
  • Новые автомобили чаще приобретают люди, для которых экономия на топливе – не ключевой фактор принятия решения о покупке. Если цены на дизель снова упадут, это может повлиять на спрос.
  • Поклонники экономии на топливе все чаще рассматривают гибридные и электрические альтернативы, предложение которых значительно выросло среди новых автомобилей.
В ЕС (например, в Германии, на которую приходится большинство объявлений с Площадки ЕС) дизельное топливо по-прежнему продается дешевле бензина, но доля дизельных автомобилей уменьшилась за последние 8 лет тоже значительно: с 57% до 20%. Полагаем, что причина этого тренда в том, что значительная доля сторонников экономии на топливе «пересела» на электрические и гибридные автомобили. Их общая доля от всех автомобилей 2023 г. Производства составляет порядка 30%, и в общей массе доля таких объявлений уже достигает 15%.

При сравнении белорусских ресурсов можно отметить, что для тех, кто предпочитает дизель, более актуальным будет Площадка Б, в то время как доля предложений по электрическим автомобилям выше на Площадке А, которая ориентируется на столицу.

Очевидное и невероятное
Анализируя данные с белорусских площадок о среднем пробеге автомобиля в год в зависимости от его года выпуска, можно заметить интересную тенденцию: средний годовой пробег растет плавно до 2014 года, вслед за чем происходит резкий рост.
Если же обратить внимание на данные европейской площадки, то видно, что в ЕС такого резкого скачка нет, а, наоборот, средний пробег автомобилей 2014 года выпуска выходит практически на плато.
Можно ли из этих наблюдений сделать вывод, что у старых автомобилей в Беларуси массово занижаются показатели пробега? Вопрос спорный, но сложно поверить, что с 2014 года белорусы стали значительно больше пользоваться автомобилями на фоне роста цен на топливо. Тем более, что тренд подозрительно совпадает с тем, что мы видели выше на графике зависимости числа объявлений от года выпуска автомобилей. Таким образом, есть вероятность, что ситуация с занижением показателей пробега в автомобилях возрастом до 5 лет встречается реже. Можно также предположить, что 2014 г. стал переломным не случайно: в этом году многие белорусы «обновили» автопарк за счет покупки новых автомобилей в России на фоне значительного падения курса российского рубля. Для новых или почти новых автомобилей «скрутить» счетчик вниз сложнее, т.к. эти автомобили находились на гарантии и имели историю обслуживания, в которой четко фиксируются показатели пробега. С другой стороны, средний пробег автомобилей в Беларуси увеличивается с 11-12 тыс. (в зависимости от типа двигателя) км для авто 1996 года выпуска до 17 тыс. км для авто 2014 года выпуска, тогда как в ЕС для аналогичных годов выпуска этот рост начинается с 6-10 тыс. км и достигает 15-18 тыс. км. То есть даже если предположить, что счетчики “скручиваются” вниз, то белорусы все равно в среднем проезжают на старых машинах значительно большие расстояния. Однако, принимая во внимание большую доступность новых автомобилей для граждан ЕС и постепенную перепродажу подержанных автомобилей за пределы ЕС, эти цифры не кажутся такими невероятными. Также интересно то, что средний пробег автомобилей с дизельным двигателем в Беларуси и ЕС, как правило, выше, чем у всех остальных, и эта тенденция особенно заметно в период 2014-2021 гг. Это может быть следствием того, что при более низких ценах на дизельное топливо такие автомобили массово использовались бизнесом, который эксплуатирует автомобили, как правило, более интенсивно.
Вместо подведения итогов

Даже той крупицы приведенной в статье информации достаточно, чтобы понять, как различные категории людей могут находить практическую пользу в использовании данных, полученных из открытых источников:

Покупатели и продавцы подержанных автомобилей могут выбрать наиболее подходящий маркетплейс для продвижения к заветной сделке.

Сами маркетплейсы, которые уже собирают информацию о пользователях, смогут получить более детальное понимание их положения в сравнении с конкурентами. Это поможет принимать оптимальные маркетинговые решения для продвижения своих ресурсов и оценить эффективность таких решений при рассмотрении ситуации в динамике.

Автодилеры и автопроизводители могут извлекать ценную информацию о потребителях в режиме реального времени и использовать ее для корректировки бизнес-стратегий.

Регулирующие органы могут оценить прямые и косвенные эффекты своих правовых норм.

Ключевой же вывод, на наш взгляд, состоит в том, что данные помогают каждому из нас, будь то индивидуум или предприятие, принимать обоснованные решения и адаптироваться под происходящие вокруг изменения. Именно поэтому data-driven культура становится все более распространенной, и что самое приятно – доступной.

Мы же всегда готовы помочь влиться в эту культуру, не только подпитывая вас интересными инсайтами, но и содействуя в разработке полезных аналитических инструментов – сложных внутри, но понятных снаружи.

Кстати, предлагаем Вам самим попробовать угадать, что за площадки скрыты под псевдонимами “A”, “B” и “EU”.

Финальные дашборды… Платформа A
Платформа B
Платформа ЕС